SEO (search engine optimization) — это поисковая оптимизация сайта, которая позволяет вывести сайт в топ поисковой выдачи. По сути, SEO — это не рекламный канал в привычном смысле этого слова, а канал органического трафика, который будет приводить вам новых посетителей в течение долгого времени. SEO состоит из внешней и внутренней оптимизации, о которой мы поговорим в статье.

Преимущества SEO

  • Относительно бесплатный трафик. Безусловно, придётся инвестировать определенные средства в SEO-оптимизацию. Однако вложившись однажды, вы получите «отложенный» эффект: посетители будут приходить на ваш сайт всё больше и больше, что, в каком-то смысле, нивелирует затраты.
  • Имеет накопительный эффект. При грамотном подходе объём трафика на сайт будет только увеличиваться.
  • SEO — это тот канал продвижения, который был, есть и будет. Несмотря на то, что его уже несколько лет пытаются условно «похоронить», он всё равно показывает свою эффективность. А значит SEO — это всегда рабочий инструмент для продвижения сайта.

Недостатки SEO

  • Специальные знания. Вы или сами должны хорошо разбираться в SEO, или нанять для оптимизации специалиста.
  • SEO долго «разгоняется». Первые результаты появятся только через 3-6 месяцев работы.
  • Регулярные работы. Не достаточно один раз вывести сайт в ТОП выдачи, нужно ещё и удержать свой успех. Для этого важно регулярно мониторить состояние сайта, новые требования поисковых систем, исправлять ошибки и работать над улучшением ресурса.

Мифы о SEO

SEO — это довольно старый метод продвижения, который появился практически вместе с Интернетом. За эти годы менялись алгоритмы, требования поисковых систем, методы и инструменты продвижения. Многое, что было популярно среди сеошников ещё несколько лет назад, сегодня — уже абсолютно неактуально и не работает. Среди таких устаревших методов можно выделить:

  • Закупка ссылок на биржах. Один из инструментов продвижения — это наращивание ссылочной массы на сайт на сторонних ресурсах. Если раньше сеошники спокойно покупали места для ссылок на специальных биржах и получали хороший результат, то сегодня поисковые алгоритмы пресекают такой метод продвижения. Лучше отказаться от массовой закупки ссылок на биржах, чтобы избежать бана от поисковых сетей или понижения в поисковой выдаче.
  • Размещение в каталогах. Ситуация с каталогами идентична с покупками ссылок на биржах. Раньше это был эффективный метод продвижения сайта, сегодня он скорее навредит, чем принесет пользу.
  • Текстовая переоптимизация, то есть добавление в тексты на страницы сайта повышенного количества ключевых слов. Поисковые системы борются с таким подходом к продвижению и понижают позиции сайта в поисковой выдаче.

Факторы ранжирования сайта

Факторы ранжирования — это то, что влияет на позиции сайта в поисковой выдаче. Давайте рассмотрим подробнее базовые (не все - их очень много) факторы ранжирования с разбивкой на группы.

Доменные факторы

Доменные факторы напрямую связаны с правильным выбором доменного имени. Перед его покупкой обратите внимание на следующее:

  • Название домена: чем ближе совпадение с ключевым словом, относящимся к проекту — тем лучше.
  • Доменная зона влияет на рейтинг сайта внутри страны, в которой он продвигается. Для России лучше выбирать .ru, для Украины — .ua, для Беларуси — .by, для международных проектов лучше работают домены с зоной .com, .net.
  • Возраст домена тоже важен. Чем он старше, тем лучше для ранжирования сайта.

Технические факторы

Эта категория факторов относится к технической стороне развития сайта. Здесь не обойтись без базовых знаний о коде.

  • Настройка редиректа — то есть переадресации на другую страницу или на другой ресурс. Пригодится, если вы хотите скрыть с сайта одинаковые страницы или какой-то раздел, а также если хотите «склеить» домены.
  • Настройка robots.txt и sitemap.xml. Robots.txt — это файл в кодировке UTF-8, в котором задаются правила для поисковых роботов о том, какие страницы сайта сканировать, а какие нет. Файл располагается в корневом каталоге сайта. Sitemap — это отдельная страница или файл в формате xml, в котором содержатся ссылки на все самые главные страницы сайта. Наличие карты сайта ускоряет индексацию в 3 раза.
  • Скорость загрузки сайта. Если загрузка страницы вашего сайта занимает от 5 секунд и выше, вы теряете посетителей. Пользователи не любят ждать, им проще закрыть тот сайт, который долго не грузится, и перейти к конкурентам. Отследить скорость загрузки сайта помогут специальные сервисы, например, Google Page Speed Insights, GTmetrix, PR-CY и многие другие.

Контентные факторы 

Теперь перейдём к оптимизации контента на страницах. Чтобы контент работал на пользу SEO-продвижению, необходимо:

  • Наличие ключевых фраз в тексте, заголовках и подзаголовках. Но здесь важно не переусердствовать. Помните, что поисковые роботы видят переоптимизированные тексты и не продвигают их вверх поисковой выдачи. Ключевики важны, но в их использовании важно знать меру.
  • Уникальность контента. Старый добрый фактор, который всегда будет актуален. Стремитесь, чтобы уникальность текстов и статей на вашем сайте была не ниже 90%. Для проверки уникальности пользуйтесь сервисами-антиплагиатами: Advego, Contentwatch, Text.ru и другие.
  • Мета-теги. Это такие небольшие блоки текста, которые необходимы для поисковых роботов. К ним относятся META Title, META Keywords, META Description. В них, как правило, добавляются ключевые слова и описываются выгоды проекта для целевой аудитории.

Ссылочные факторы 

Один важных пунктов работы с SEO-продвижением — это работа со ссылками. Как мы уже говорили, бездумно скупать ссылки на биржах — опасная стратегия, которая грозит баном или понижением в рейтинге поисковой выдачи. Поэтому обращайте внимание на качество ссылок, то есть качество и трастовость сайтов-доноров, на которых вы размещаете ссылки на свой сайт. Цитируемость сайта — также важный фактор ранжирования, однако пусть лучше ссылок будет меньше, но они располагаются на проверенных площадках, которым доверяют поисковые роботы. Например, это могут быть социальные сети или популярные форумы.

Помимо размещения ссылок на внешних ресурсах, большое значение имеет внутренняя перелинковка. Размещайте на своём сайте ссылки на другие страницы своего ресурса — это благоприятно сказывается на SEO-продвижении. Например, в статье в блоге разместите ссылку на другую статью, близкую по теме, или на страницу описания продукта или услуги. Кроме того, внутренняя перелинковка хорошо влияет на поведенческие факторы.

Поведенческие факторы

Поведенческие факторы — это то, как пользователи ведут себя на вашем сайте. Есть паттерны поведения, которые указывают на то, что пользователям нравится ваш ресурс и наоборот. Поисковые роботы учитывают поведение пользователей на сайте и продвигают в поисковой выдаче те, на которых пользователям приятно и интересно находиться.

  • Время нахождения на странице. Чем дольше пользователь читает страницы сайта, тем лучше — значит, ему интересна та информация, которую он от вас получает. По логике роботов, если на вашей странице есть ценный контент, его нужно чаще предлагать пользователям при поиске, а значит ваш сайт будет занимать более высокие позиции в выдаче.
  • Показатель отказов. Отказы — это ситуации, когда посетители покидают ваш сайт меньше, чем через 15-20 секунд пребывания на странице. Большой процент отказов означает, что на странице есть проблемы с контентом или юзабилити. Страница не отвечает запросу пользователей, и над этим нужно работать.
  • Глубина просмотра — это то, как много страниц просматривает посетитель за один сеанс. Чем больше страниц, тем интереснее ваш ресурс в целом, а значит у роботов есть все причины продвигать такой ценный сайт в поиске. Подсказка: внутренняя перелинковка, о которой мы говорили выше, помогает увеличить показатель глубины просмотров.
  • Закладки. Чем чаще страницы сайта добавляют в закладки, тем лучше. Это значит, что вы предлагаете пользователям ценный контент, к которому хочется вернуться.

Брендовые факторы 

Данный вид факторов увеличивает доверие к бренду. К ним относятся упоминания бренда на картах, присутствие компании в справочниках Яндекса и Google, а также отзывы на сторонних ресурсах, например, сайтах-отзовиках.

Социальные факторы 

К социальным факторам относится количество цитирований страниц сайта в социальных сетях. Чем больше пользователи делятся в своих соцсетях ссылками на ваши статьи и прочие страницы, тем лучше. Кроме того, рекомендуем вам активно вести группы бренда в социальных сетях — это тоже влияет на поисковое продвижение сайта.

Санкции

Существует ряд санкций, которые поисковые роботы могут наложить на ваш сайт. Причины простые: вы публикуете неуникальный контент, перебарщиваете с количеством ключевых слов в одном тексте, покупаете ссылки на подозрительных ресурсах в большом объёме.

Итак, какие санкции могут быть:

  • Переспам, переоптимизация, Баден-Баден — за злоупотребление ключевыми словами в тексте.
  • Минусинск, Ссылочный взрыв, Непот — за массовую закупку ссылок на биржах.
  • Санкции за имитацию действий пользователей и за кликджекинг.
  • Санкции за навязчивую, шокирующую или вводящую в заблуждение рекламу, санкции за навязчивую подписку на уведомления в браузере.
  • АГС-фильтр и прочие санкции.

Санкции направлены на понижение позиций сайта в поисковой выдаче. Но помимо санкций можно получить бан. В случае с баном страницы сайта выпадают из индексации, а боты не учитывают новые страницы и документы ресурса. Бан можно получить за следующие нарушения:

  • Размещение списка ключевых слов на странице.
  • Размещение скрытого текста (например, белым шрифтом на белом фоне).
  • Использование ресурсов, которые переадресовывают посетителей на другие сайты.
  • Использование сайтов-клонов, чтобы получать дополнительный трафик.

В целом санкции поисковых систем направлены на то, чтобы бренды создавали сайты на благо пользователей, делали их удобными, наполняли их полезной информацией и соблюдали нормы здоровой конкуренции.

Инструменты сеошника

Перечислим основные сервисы и программы, с которыми работают SEO-специалисты:

  • Wordstat от Яндекса и Key Collector - программы для работы с ключевыми словами и сбора семантического ядра.
  • Яндекс.Вебмастер - инструмент, который помогает выявить проблемы с сайтом, битые ссылки, отслеживает ИКС, знаки качества сайта и др.
  • Google Search Console помогает выявлять ошибки на страницах сайта.
  • Главред и Тургенев - сервисы, которые оценивают стилистику и «водность» текста; сервис Тургенев также позволяет определить риск попадания сайт под фильтр Баден-Баден.
  • Keys.so - анализирует запросы конкурентов.
  • Google Page Speed Insights - сервис по оценке скорости загрузки сайта.
  • Mobile-Friendly Test - сервис, который определяет адаптивность сайта под разные устройства.
  • Screaming Frog - инструмент, который помогает проводить аудит сайта: выявлять ошибки, дубли, проблемы с мета-тегами и т.д.
  • FastTrast - помогает определить трастовость сайта.
  • Google Analytics, Яндекс.Метрика - сервисы веб-аналитики, которые помогают анализировать посещаемость сайта, глубину просмотра, поведение пользователей и прочие полезные показатели.

Как анализировать

Помимо специфических инструментов для SEO-продвижения важно отслеживать, как вложения в SEO влияют на продажи. Сколько заявок вы получаете? Сколько из них было реальных сделок? Какую прибыль вы получили? Получилось ли «отбить» инвестиции в поисковую оптимизацию или пока нет?

SEO сложно назвать неэффективным. В умелых руках он показывает отличные результаты. Но, как вы уже поняли, это довольно сложный инструмент продвижения. Важно, чтобы им занимался грамотный специалист, который постоянно анализирует и отслеживает результаты своей деятельности. Отследить то, как SEO влияет на продажи можно с помощью сервиса сквозной аналитики.

Ньютон помогает увидеть аналитику по переходам, по количеству заявок, продаж и возврата инвестиций от поискового продвижения. Можете познакомиться с сервисом и оценить возможности во время бесплатного тестового периода.