Крауд-маркетинг — это так называемый скрытый маркетинг.

Продвижение товара или услуг происходит без прямой рекламы, зачастую под видом покупателей, которые делятся своим опытом или рекомендуют бренд. Ключевое правило в крауд-маркетинге — естественность.

Задачи крауд-маркетинга

Крауд-маркетинг существует на стыке PR и SEO, каким бы странным это сочетание не казалось. Поэтому этот вид маркетинга решает две глобальные задачи: популяризация бренда и улучшение факторов ранжирования. Что вы можете получить в результате:

  • Наращивание ссылочной массы на трастовых сайтах
  • Рост органического трафика на сайт
  • Высокие позиции в поисковой выдаче
  • Повышение узнаваемости бренда
  • Реклама конкретных товаров или услуг
  • Возможность сформировать определенный имидж бренда
  • Бонус: новые лиды и клиенты, хотя это уже больше относится к результатам комплексного продвижения, где крауд-маркетингу отводится определенная роль.

Преимущества крауд-маркетинга

  • Безопасное и бесплатное ссылочное продвижение: не нужно покупать ссылки на биржах и нет риска попасть в поисковой бан.
  • Высокий уровень доверия поисковиков к ссылкам на форумах и подобных площадках, а значит — плюс вашему сайту.
  • Возможность охватить широкий объём аудитории. Работа с аудиторией, которая, как минимум, на половину заинтересована в покупке товара или услуги — остается ее только «прогреть» и направить внимание в вашу сторону.
  • Получение обратной связи от реальных покупателей.

Недостатки и риски крауд-маркетинга

  • Бан на форуме или сайте-отзовике, если вы реализуете крауд-маркетинг «топорно», и ваши сообщения больше похожи на рекламный спам.
  • Негатив со стороны реальных пользователей, если они поймут, кто вы есть на самом деле.
  • Длительность реализации: подбор площадок, поиск подходящих тем, медленная «мимикрия» в обсуждениях — все это требует времени и терпения.
  • Необходимость размещать ссылки регулярно и в больших количествах: от 30 и до бесконечности каждый месяц. В противном случае, вы не увидите результата.

Базовые правила крауд-маркетинга

  • Самое главное правило — естественность. Пишите так, как писали бы отзывы или рекомендации сами, не «полируйте» свой ответ до блеска, не используйте рекламные клише.
  • Прежде чем начать свою партизанскую деятельность на форуме, создайте аккаунт заранее и оставьте несколько сообщений в разных ветках. Так вы сможете избежать подозрения, что зарегистрировались именно для рекламной деятельности. Чем старше аккаунт и чем больше он «прокачан» по форумским меркам, тем больше ему доверия со стороны пользователей.
  • Используйте безанкорные ссылки, самые простые, которые мы обычно сбрасываем друг другу. Анкор в рекомендации скорее вызовет подозрение у опытных пользователей и модераторов.
  • Погружайтесь в проблему автора вопроса или топика на форуме. Постарайтесь дать реальную ценность и пользу. Это повысит доверие к вам и к той рекомендации, которую вы даете.
  • Грамотно инициируйте темы обсуждения. Чередуйте банальное «где купить» и «посоветуйте, как решить проблему…» с чем-то более оригинальным. Для этого вам необходимо хорошо разбираться не только в своем продукте, но и во всей сфере в целом, а также понимать, с какими проблемами сталкивается ваша целевая аудитория.

Площадки для крауд-маркетинга

Отзовики

Хороший способ продвинуть продукт — написать развернутый и «натуральный» отзыв. Используйте «живые» фотографии, пишите в естественной манере. Можете опираться на реальные отзывы ваших клиентов — так вам будет легче поймать нужную тональность. Из минусов: на некоторых отзовиках есть модерация и нельзя оставлять отзывы с одного IP-адреса. Вот несколько популярных сайтов-отзовиков, которые вы можете взять в работу:

Также не забывайте об отзывах о товарах в интернет-магазинах, на маркетплейсах или в товарных агрегаторах — это тоже хорошие ресурсы для крауд-маркетинга.

отзовикПопулярный отзовик Ireocommend.ru

 

Форумы

При выборе форума смотрите на его посещаемость и на то, насколько он «живой». Чем активнее аудитория, тем легче с ней работать, и тем скорее вы получите переходы на сайт. Предварительно «прокачайте» свой профиль активностью в других темах перед тем, как приступите к своей главной миссии, чтобы не вызвать подозрений. Участвуйте в обсуждениях аккуратно, к рекламе переходите постепенно и делайте это ненавязчиво. Можете сами инициировать темы и топики.

Популярный форумПопулярный форум среди программистов и сисадминов

Сайты «Вопрос-Ответ»

На подобных сайтах пользователи задают и отвечают на вопросы друг друга. У всех на слуху «Ответы» Mail.ru, но в последнее время популярность набирает их аналог: Яндекс.Кью. Также среди посещаемых сайтов вопросов и ответов можно отметить The Question, Тостер и Ask and Answer.

Яндекс.КьюНабирающий популярность Яндекс.Кью

Действуйте также, как и с форумами: предварительно создайте аккаунт, изобразите активность и только после этого приступайте к задаче. Схема простая: отвечайте на вопросы, рекомендуйте решение в виде своего бренда. Как правило, на таких сайтах нельзя оставить активную ссылку — она скрывается модератором. Поэтому используйте подобные ресурсы для PR целей. Еще один вариант работы — задайте сами вопрос, а ваш коллега со своего аккаунта пусть оставит на него ответ. Так вы сами инициируете обсуждение и повернете его в выгодное для себя русло.

Кстати, на сайтах с вопросами и ответами не обязательно скрываться за вымышленным персонажем. Можете создать официальный аккаунт своего бренда. Так вы сможете напрямую работать на улучшение своей репутации и формировать образ эксперта. А дальше люди сами будут к вам «тянуться», искать ваш сайт в сети и обращаться к вашим услугам.

Комментарии

Работа в комментариях — это неочевидный инструмент, но его тоже нельзя игнорировать. Оставляйте комментарии в профилях блогеров, у популярных инфлюенсеров в социальных сетях или в группах. Инициируйте обсуждение к статьям в популярных блогах или СМИ.

Инструменты для крауд-маркетинга

  • Поисковая система — как бы банально не звучало. Помогает найти целевые темы на форумах и обсуждения на других площадках. Если работаете с Google, то через «Инструменты → За все время» можете вывести только свежие обсуждения.
  • Google Alerts — инструмент, который помогает отслеживать материалы по ключевым словам.
  • Talkwalker — аналог Google Alerts.
  • LinkBuilder — сервис, который автоматически может подобрать площадку-донор, зарегистрировать и «прокачать» аккаунт. Также самостоятельно размещает публикации. Хороший инструмент для автоматизации при большом объеме работы.

Как анализировать эффективность крауд-маркетинга

Отслеживать эффективность можно по следующим метрикам:

  • Прямые переходы на ваш сайт с площадки
  • Рост прямых заходов (когда пользователь вбивает ваш сайт в адресной строке)
  • Рост органического трафика (когда пользователь ищет ваш сайт в сети)

Однако на этом способы оценки не кончаются. Если вы подключите платформу сквозной аналитики, то сможете расширить анализ до следующих KPI:

  • Количество лидов
  • Количество сделок
  • Роль канала в цепочке касаний лида или клиента (по аналогии с ассоциированными конверсиями, только на более глубоком уровне).

Познакомиться поближе с возможностями сквозной аналитики можно абсолютно бесплатно. Получите доступ к платформе Ньютон и целую неделю изучайте функционал и настраивайте сервис под себя и свой проект.

 

Итого

Помните главное: крауд-маркетинг — это инструмент влияния, который требует филигранной работы. Пользуйтесь базовыми правилами, запаситесь терпением и действуйте аккуратно. Используйте этот метод в комплексе с другими способами продвижения, и тогда повышения узнаваемости и позитивной репутации — не избежать.